Проблема выбора.
Это одна из самых базовых и самых
неразрешимых проблем в жизни человека в том смысле, что вообще не подлежит
окончательному разрешению.
Вся наша жизнь, каждое ее
мгновение – это тот или иной выбор, влекущий за собой целый веер других выборов,
и так до бесконечности. Смешно, но человек, говорящий: «У меня нет выбора», на
самом деле, не констатирует смиренно отсутствие такового, а выбирает
предоставить эту возможность кому-то, или чему-то другому.
Почему же выбор, как таковой, как
движение души, уже потом влекущее за собой и ментальное решение, и действие,
вообще составляет проблему? Почему человеку часто, в принципе, нелегко выбрать?
Когда-то я думал, что это присуще, в основном, людям, родившимся и выросшим как
я, в тоталитарном обществе с крайне ограниченными, а часто и вовсе призрачными,
возможностями выбора, и просто не привыкшим к таким движениям души ввиду
отсутствия навыка. Но пожив достаточное время в «свободном» обществе, я
убедился, что люди, иногда сознательно, но чаще бессознательно, ограничивают
себя достаточно узким кругом уже знакомых чувств, явлений, вещей, не стремясь к
его расширению, и делая это, при необходимости, крайне неохотно.
Ответом, лежащим достаточно
близко к поверхности, может быть нежелание и страх ответственности за
собственный выбор, приводящие к делегированию своей силы (и выбора) кому-то,
или чему-то другому. Это может быть что угодно: друг, любимый, глава семьи,
политической партии или государства, общественное мнение, реклама. Суть от
этого не меняется. Но, мне кажется, что корни этой проблемы лежат гораздо
дальше и глубже. По-моему они тянутся к самому нашему происхождению, к самому
началу.
Если мы принимаем постулат, что
каждый из нас является частицей Бога, голографически отражающей его в себе во
всей его полноте, что само наше существование – это способ Бога познать самого
себя, то все мы и каждый из нас этим Богом и являемся, и всем нам присуще одно
из главных качества Бога – БЕСКОНЕЧНОЕ СОВЕРШЕНСТВО. И это подспудное осознание
собственного бесконечного совершенства, непогрешимости ничто, никогда и ни при
каких обстоятельствах не может поколебать. Любой человек подсознательно считает
себя непогрешимым, не зависимо от обстоятельств собственной жизни. И самое
главное, что он в этом абсолютно прав. И именно здесь, по-моему, кроется корень
проблемы Выбора. Выбор подразумевает неоднозначность и вероятность того, что
одно из возможных предпочтений, будучи выбранным, окажется «неверным». Оставим
на время в стороне тот факт, что «неверных» решений, в принципе, не существует.
Сама возможность «ошибки» ощущается на глубоко эмоциональном уровне совершенно
недопустимой, поскольку противоречит изначальному совершенству.
Казалось бы, здесь существует
неразрешимое противоречие. И чем моложе возраст Души, т.е., чем ближе она
находится от изначального момента отделения от ЦЕЛОГО, и чем меньше у нее
опытов воплощения в разделенном состоянии, тем сильнее у нее память об этом
ИЗНАЧАЛЬНОМ СОВЕРШЕНСТВЕ И ЕДИНСТВЕ ВСЕХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ВЕРОЯТНОСТЕЙ. И тем
более сильно и болезненно ощущается это противоречие.
По мере накопления опыта (к
сожалению, как правило, достаточно трудного), акцент у Души смещается с
СОВЕРШЕНСТВА на БЕСКОНЕЧНОСТЬ. А затем приходит новое понимание СОВЕРШЕНСТВА,
включающее в себя все бесконечное разнообразие Бога (и соответственно нас
самих), в котором равно присутствует и то, что нам кажется «прекрасным» и
«совершенным», и то, что кажется «уродливым» и «ошибочным». И здесь мы снова
начинаем приближаться к ЕДИНОМУ, но уже, кажется, «с другой стороны», обогащенные
накопленным опытом, что, видимо, от нас и требуется.
Это новое, расширенное понимание
совершенства и непогрешимости не снимает нашей основной проблемы и не разрешает
ее. Но оно дает нам другую перспективу и смягчает базовое противоречие,
обеспечивая сначала интеллектуальное, а затем и эмоциональное понимание того,
что никакого противоречия, на самом деле, нет. Это позволяет нам более свободно
принимать решения и ответственность за их последствия. Легче принимая свою
собственную, присущую нам Божественную Силу, и меньше отдавая ее другим из
страха «ошибиться».
На первом, интеллектуальном этапе
нам все равно больно и страшно, поскольку недоверчивые эмоции, так или иначе,
влияют на нас, создавая нам тревожный и напряженный фон. Второй этап,
захватывающий и эмоциональную сферу – это уже «высший пилотаж» Мастерства. Это
ощущение Великой Игры во всех проявлениях Жизни, независимо от того, как они
выглядят. Я думаю, что Мастеру такого уровня тоже нелегко принимать решения и
делать выборы, хотя бы потому, что он видит гораздо более широкую картину и
выбирать должен из гораздо большего количества возможностей. Но ему уж точно
интереснее.
А что может быть лучше, чем
интересная жизнь?
Ян Лысаков