Начало симфонического
концерта похоже на начало Творения. В пустоте и тишине сцены, вместе с приходящими музыкантами,
начинают появляться отдельные звуки, которые постепенно уплотняются и нарастают
в некий первобытный хаос и какофонию. Этот хаос, однако, содержит в себе, в
потенциале, все необходимое для будущей гармонии, и чреват чем-то неизвестным,
которое, кстати, может нам понравиться, а может и нет.
Постепенно нарастая, он
достигает максимума, заполняя собой всю сцену (как и все Творение), и в этот момент
появляется некто, по всей видимости, способный этот хаос организовать. Или, по
крайней мере, взваливающий на себя эту задачу. Он поднимает руки, отделяя себя
от этого хаоса и привлекая к себе его внимание, и все на мгновение замирает в
предвкушении и ожидании. А затем новое Творение начинает развиваться.
Оно может начинаться с
Большого Взрыва, или с тихого скрипа. Двигаться бурно, или медленно и
постепенно. Может разворачиваться
гармонично, или в нем будут продолжать выскакивать хаотические тона. Это уже
зависит от Первоначального Замысла и Мастерства исполнителей. Но и его
развитие, и совершенство или несовершенство звучания уже содержатся в
первоначальном хаосе оркестра.
И мы, сидящие в зале, которые
пришли соучаствовать в этом Творении (а иначе, зачем мы сюда пришли), пытаемся
примерить его каждый на себя. Нас достаточно много здесь, в этом зале, и мы, по
всей очевидности и по определению, образуем некую общность под названием
"Публика". Но каждый из нас воспринимает происходящее на сцене
по-своему и ТОЛЬКО ПО-СВОЕМУ. Творение звучит для каждого индивидуально, и
каждый лично в нем участвует, сопоставляя и соизмеряя то, что играет оркестр со
своим внутренним звучанием. "Нравится", "не нравится",
"нравится, но не все", "полная чушь", "совершенная гармония"
и все оттенки между этими определениями, зависят именно от степени совпадения
этих "внешних" и "внутренних" тонов.
Наше пребывание и поведение
на этом концерте также имеет свои параллели с нашей жизнью. Прежде всего, нас
никто не заталкивал в этот зал силой. Все мы, так или иначе, пришли на этот
концерт добровольно. Под влиянием любопытства, поддавшись убеждениям других
людей, из желания испытать что-то новое или еще раз почувствовать и пережить что-то давно знакомое. А некоторые из
профессионального интереса.
И ведем мы себя
соответственно. Одни люди, не найдя этого внутреннего созвучия, осуждают себя
за приход и, бросая все, уходят, либо громко хлопая креслом и демонстративно
выходя из зала, либо тихо ретируясь, пытаясь никому не помешать. Другие
пытаются понять, что у них здесь несозвучно, привлекая для этого, в зависимости
от своих склонностей, либо интеллект, либо чувства. Так или иначе, работая с
собой и двигаясь вместе с логикой развития этой Симфонии. Такие люди могут, в
конечном счете, найти причину этого несовпадения и получить удовольствие от
того, что слышат. Либо окончательно и осознанно убеждаются в том, что эта
конкретная Симфония "не для них". Однако проделанная работа никогда
не проходит бесследно. Третьи достаточно сухо отмечают для себя технические
детали исполнения и соответствия предполагаемому Замыслу. И четвертые, самые
счастливые, ощущающие свою полную гармонию с происходящим, просто получают
удовольствие. Таким можно просто позавидовать и, рассматривая их в качестве
примера, продолжать поиск чего-то настолько же гармонирующего с тем, что звучит
у вас внутри, и что сможет принести и вам тоже такую же чистую и легкую
РАДОСТЬ.
Ян
16 августа 2012 г.